Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прямой потомок р. Хаима Воложинера, создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Праправнук знаменитого руководителя Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецив) и правнук р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль), возродившего Воложинскую ешиву после ее насильственного закрытия российскими властями. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер), основателя «брискской» школы талмудического анализа.

Раби Йосеф-Дов-Бер бар Ицхак-Зеев Алеви Соловейчик (раби Берл; ок.5675-5741 /ок.1915-1981/ гг.) — руководитель иерусалимской ешивы Бриск.

Прямой потомок р. Хаима Воложинера, создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Праправнук знаменитого руководителя Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецив) и правнук р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль), возродившего Воложинскую ешиву после ее насильственного закрытия российскими властями. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер), основателя «брискской» школы талмудического анализа.

Изучал Тору под руководством отца, р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел, Агриз), возглавлявшего общину одной из еврейских «столиц» — г. Бриска (Брест-Литовска).

В самом начале второй мировой войны вслед за отцом совершил алию и поселился в Йерушалаиме, где р. Ицхак-Зеев отец стал одним из общепризнанных духовных лидеров харедимной общины.

В 5710 /1950/ году, в возрасте тридцати пяти лет, р. Берл начал давать уроки группе учеников, сплотившейся вокруг его отца.

В 5719 /1959/ году, после смерти отца, он создал ешиву Бриск — по названию города, в котором сложилась аналитическая школа р. Хаима Соловейчика.

В конце 5720-х /1960-х/ годов, после Шестидневной войны, в ешиву прибыло множество юношей из США, и число студентов в ней возросло до двухсот (Hanoch Teller Sunset p.235; Везэ шаар ашамаим с.538).

Подобно своему отцу, р. Берл непреклонно сохранял духовную независимость и служил «моральным барометром» для харедимной общины Святой Земли. Когда многие ешивы и хедеры выразили готовность получать финансовые субсидии от израильского правительства, он попытался этому воспрепятствовать. «Как только вы начнете получать от них деньги, вы тут же станете беззащитными перед их вмешательством, — объяснял он. — А ешива не может позволить себе быть объектом посторонних влияний». Ведь именно по этой причине его прапрадед Нецив предпочел, чтобы Воложинскую ешиву закрыли, но решительно отказался выполнять правительственные требования по изменению программы обучения (Hanoch Teller Sunset p.238).

В 5737 /1977/ году, когда к власти в Израиле впервые пришел блок Ликуд, и депутаты от религиозной партии Агудат Исраэль присоединились к правящей коалиции, р. Берл горячо протестовал против их решения. В его системе ценностей не было места политическому союзу с вероотступниками — р. Берл с нескрываемой горечью и душевной болью смотрел на то, как политики из Агудат Исраэль, отпраздновавшие свою победу, наслаждались крупными дотациями, полученными от нового правительства, сформированного лидером Ликуда Менахемом Бегиным (там же).

Р. Берл Соловейчик умер второго Адара 5741 /1981/ года.

Во главе ешивы его сменил сын и ближайший ученик р. Авраам-Йеошуа Соловейчик.


Если понимать время как часть нашего материального мира, где вся материя существует в рамках «пространство-время», получается, что время также было сотворено, создано в момент Сотворения мира. Так ли это? И если да, то каков мог быть начальный момент времени? Что такое вообще время? Читать дальше

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Время

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Случайности в космосе

Сергей Цимбалюк

Подавляющее большинство из живущих ныне на Земле шести с половиною миллиардов даже не задумываются: почему в часе — 60 минут (а не допустим, 100), а в минуте 60 секунд?

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Время как длительность. Учение рабейну Хисдая Крескаса о времени

Рав Мордехай Кульвянский

Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Счет дней, сотворение времени — «Сфират Аомер»

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?

Наши современники динозавры

Журнал «Огонек»

Однозначна ли современная научная хронология?