Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благословение после еды — это заповедь из Торы, которая также является чудесным средством для привлечения в нашу жизнь изобилия и достатка, а также защитой от бедствий

Глава Кдошим

 

«Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Б-г ваш» (Ваикра 19:2).

В нашей недельной главе есть предписывающая заповедь: «Святы будьте». Как объясняет Рамбан[i], ее суть в том, чтобы всё, что человек делает, он делал «со стороны святости», то есть в должной мере и правильной форме. Таким образом, эта заповедь регулирует все пути человека, его поведение в любых жизненных ситуациях.

Это заповедь настолько общая, настолько всеобъемлющая, что человек чувствует себя беспомощным, неспособным выполнить предписание: как он, такой маленький, может быть… святым?

Прикоснуться к пониманию этой заповеди нам поможет следующая история:

Один еврей поехал с семьей в отпуск на север Израиля. Они решили устроить пикник на природе. Оставили машину на стоянке возле одного из ручьев и отправились пешком к воде.

Через сорок минут расположились в тени, поставили еду на деревянный стол, сделали омовение рук и поели. Закончив, они собирались прочесть благословение после трапезы, но оказалось, что текста благословения ни у кого не было. Его оставили в машине.

Один из детей сказал:

— Я знаю благословение наизусть, мне не нужен текст.

Но отец семейства решительно возразил:

— Ни в коем случае! Мы не будем произносить по памяти. Благословение после еды нужно читать по книге[ii], прочитывая каждое слово.

— А если нет книги, что же делать? — стали спрашивать дети.

Отец ответил:

— Вернемся к машине и там прочитаем благословение. Ведь от машины можно увидеть это место, где мы ели[iii].

Таким образом, члены семьи оказались перед выбором: идти к ручью или упустить эту возможность, но зато прочесть благословение по всем правилам.

Отец сказал:

— Советую вам выбрать благословение по всем правилам, а пока мы будем идти, расскажу вам историю, которая поможет понять, зачем делать такие усилия. Такие истории всегда стоит послушать.

Вся семья согласилась отправиться к машине, а отец начал рассказывать.

Это случилось в период между двумя мировыми войнами, в так называемую Хрустальную ночь[iv]. Еврейские погромы шли по всей Германии.

Один еврей — знаток Торы — жил в ту пору в Гамбурге вместе с женой и шестью детьми. Однажды вечером, за ужином, они с женой обсуждали тяжелую ситуацию в стране. Евреи беззащитны. Этот еврей сказал жене:

— Думаю, нужно уезжать из Германии, и лучше сделать это как можно раньше.

Многие евреи так не считали, они верили, что эта волна спадет. Но их надежды не оправдались. Б-же нас упаси от такого. Насилие против евреев нарастало и привело к полному краху европейского еврейства.

Наш еврей с женой решили, что стоит переехать в Англию. Они еще разговаривали, но раздался громкий стук в дверь. Они не успели открыть, как дверь была выбита ногой.

В дом вошли три штурмовика. Главный заорал:

— Убирайтесь! Чтоб через минуту никого здесь не было! Евреи — вон!

Еврей уверенно ответил:

— Я раввин и должен произнести благословение. Пока не сделаю этого, из дома не выйду.

Штурмовики никак не ожидали подобной реакции. Они посмотрели на своего командира, а тот, к их удивлению, сказал:

— Ну, благословляй!

Тем временем нацисты прошлись по дому, громя всё. Жена и дети в шоке прижимались к стене и дрожали, как лист на ветру.

Раввин же не обращал внимания на происходящее. Сидя в пиджаке и шляпе над открытым Сидуром (молитвенником), он читал каждое слово благословения после трапезы спокойно, словно считал монеты. Перед этим он сказал еще кое-что: «Владыка мира, спасибо Тебе за еду, за то, что она есть и что усваивается».

Командир штурмовиков потерял терпение, но он уже дал хозяину дома разрешение благословить. Через пять минут командир увидел, что еврей и не собирается заканчивать. Тогда он скомандовал своим бандитам:

— Идем в следующий дом, вернемся позже!

Они ходили из дома в дом, громя еврейские жилища.

Прошло еще две-три минуты, и раввин закончил читать благословение. И сказал жене и детям:

— У нас есть десять минут. Пусть каждый быстро соберет сумку с самыми важными вещами, и мы покинем дом. Если не уйдем сейчас, пока они не вернулись, живыми уйти нам не дадут.

Они схватили одежду, документы, самые ценные предметы. Добравшись до деревни, спрятались в погребе у одного знакомого нееврея. В тот же день им удалось достать билеты на поезд. Но билетов было всего семь — одному ребенку не хватило.

Они не знали, что делать. На следующий день отправлялся поезд, который должен был отвезти их в Голландию. Оттуда шел другой поезд — в Англию. После долгих раздумий, как поступить, они решили спрятать маленькую дочку в дорожный чемодан и таким образом пройти пограничный контроль. Положились на помощь Всевышнего.

Девочка влезла в чемодан, и они пересекли границу. Позже оказалось, что тот поезд в Англию был последним. Границы закрыли, и гражданским лицам запретили покидать Германию.

Семья благополучно добралась до Англии. Они понимали, что спаслись благодаря благословению после трапезы…

Такую историю отец рассказывал детям, пока семья шла к машине. Затем добавил:

— Эта маленькая девочка, которая пряталась в чемодане, стала позже моей матерью — вашей бабушкой! Наша лондонская бабушка всю жизнь следила за тем, чтобы читать благословение после еды не наизусть, а только по Сидуру. Почему? Потому что она поняла, что это помогает спасти и душу, и тело…

Благословение после еды (Биркат а-Мазон) — это заповедь из Торы, которая также является чудесным средством (сгулой) для привлечения в нашу жизнь изобилия и достатка, а также — защитой от бедствий.

Таково обещание Б-га: кто читает это благословение сосредоточенно, не спеша и следуя тексту, спасется от бедствий, которые приходят в мир.

В комментарии «Баэр Эйтев»[v] (§185) от имени ранних комментаторов[vi] приводится: в Биркат а-Мазон нигде не встречается буква фэй софит (фэй конечная — ף). Это «намек»: над человеком, который читает это благословение должным образом, не властны ни гнев, ни ярость (ни афאף, ни кецефקצף; в обоих этих словах есть фэй софит).

Такой человек спасается от любых невзгод. (Меа у-Шнаим Сипурим)


[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[ii] То, что записано, не произносят наизусть.

[iii] Поэтому считается, что благословение было произнесено там, где была трапеза.

[iv] «Хрустальная ночь» — так называют волну еврейских погромов в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, охвативших всю Германию, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии, незадолго до этого оккупированную Германией.
Спровоцированная главным образом руководителями нацистской партии, членами СА («штурмовых отрядов») и гитлеровской молодежной организацией, «Хрустальная ночь» получила свое название от осколков стекла, покрывших улицы Германии во время погрома. Это были осколки разбитых окон синагог, домов, магазинов и частных учреждений, принадлежавших евреям. Они были разворованы и разрушены.
Впоследствии германские руководители объявили, что «Хрустальная ночь» была спонтанным взрывом общественного негодования в ответ на убийство Эрнста фон-Рата, секретаря немецкого посольства в Париже. Гершель Гриншпан, 17-летний еврей из Польши, выстрелил в дипломата 7 ноября 1938 года. Министр пропаганды Йозеф Геббельс, главный зачинщик погрома, объявил, что «мировое еврейство» устроило заговор против Германии, а также намекнул: какого бы уровня ни достигли погромы, им не будут препятствовать.
Слова Геббельса были восприняты как команда к началу погрома.
Во многих районах особым объектом надругательства стали еврейские кладбища.
Как минимум 91 еврей был убит. По мере распространения погрома, отделения СС и гестапо (тайной государственной полиции) арестовали до 30 000 еврейских мужчин. Впоследствии они были отправлены в Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и другие концентрационные лагеря.
«Хрустальная ночь» стала первым шагом к массовому заключению евреев в тюрьмы на основании их «расовой» принадлежности. С этого началась Катастрофа европейского еврейства.

[v] Автор — раби Зехария-Мендель бар-Арье-Лейб (Баэр Эйтэв; умер в 5466 / 1706; Польша, Галиция) — авторитетный законоучитель, автор книги «Баэр Эйтев» («Разъясни основательно») — комментария к двум разделам кодекса Шульхан Арух — Йорэ Дэа и Хошен Мишпат. Его комментарий является одним из самых значительных. Возглавлял раввинский суд в городе Белза (Белз), на юге Галиции.

[vi] Ранние комментаторы — ришоним (ивр. «первые», «ранние») — законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала XI до конца XV века.

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Жених хочет, чтобы мы провели праздник у его бывшей жены

20 мая, отвечает Ципора Харитан

Как правильно организовать семейные трапезы без жесткой советской дисциплины?

19 мая, отвечает Лея Хмельницкая

Девушка приняла гиюр. Как ей теперь поладить с родными?

17 мая, отвечает Ципора Харитан

Если понимать время как часть нашего материального мира, где вся материя существует в рамках «пространство-время», получается, что время также было сотворено, создано в момент Сотворения мира. Так ли это? И если да, то каков мог быть начальный момент времени? Что такое вообще время? Читать дальше

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Когда было создано время?

Рав Реувен Куклин

Как время связано с материей?

Знает ли Б-г будущее?

Рав Бенцион Зильбер

Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Время как длительность. Учение рабейну Хисдая Крескаса о времени

Рав Мордехай Кульвянский

Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Счет дней, сотворение времени — «Сфират Аомер»

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?