Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кто выполняет заповеди ради награды в этом мире, получит в нем долголетие, счастье и славу. История спасения во время атаки террористов

«Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жив ими…» (Ваикра 18:5). Рамбан[i] говорит о важном правиле, которое выводят из этого стиха: в награду за выполнение заповедей каждый человек получает то, что он ищет.

Кто выполняет заповеди ради награды в этом мире, получит в нем долголетие, счастье и славу. Кто выполняет, чтобы удостоиться жизни в мире Будущем, — избежит Геинома и обретет вечное счастье в мире абсолютного добра.

А кто хочет за исполнение заповедей получить награду в обоих мирах, — получит и это.

И с ним сбудутся все благословения Торы: «И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей» (Ваикра 26:5). А еще этот человек удостоится жизни Будущего мира в полном объеме.

Единицы же, которые служат Святому, благословен Он, «ради Него Самого» и не думают о награде вообще — ни в этом мире, ни в Будущем, которые стремятся лишь приблизиться к Творцу, — удостоятся единения с Творцом еще при жизни, как это случилось с пророком Элияу и с Ханохом[ii].

Праведный гаон раби Шимон Галай[iii] рассказал историю, которая приводит в трепет… Он услышал ее из первых уст — от рава Герцля Шаови, с которым всё это и произошло (его имя для молитвы за полное исцеление — Герцль бен-Маргалит Мирури).

Рав Шаови помогает общине в городе Сдерот, и вот что с ним произошло:

В ночь Ошана Рабба минувшего года рав Шаови лег в постель и увидел во сне нашего учителя Хафец Хаима[iv], а рядом с ним — его зятя, гаона раби Менделя Закса[v]. Они сидели и обсуждали Закон, спрашивая: «Отменять? Не отменять?»

В итоге Хафец Хаим постановил: «Отменять, отменять, отменять!»

В этот момент рав Шаови проснулся.

Вечером в Симхат Тора все воодушевленно и радостно праздновали в синагоге. А утром, около шести часов, раби Герцль снова отправился в синагогу. Он услышал сирены, предупреждающие о ракетной атаке, но в Сдероте к этому уже привыкли, это стало повседневной рутиной.

Рав Герцль не испугался и продолжил выкладывать свитки Торы в пустой синагоге, готовясь к празднику. Внезапно он услышал звуки ближней стрельбы.

«Это точно со стороны ограды (отделяющей сектор Газа)», — успокаивал он себя. Но выстрелы всё приближались.

Он вышел посмотреть, не нужна ли какая помощь, и увидел, что полицейские и вооруженные граждане ведут бой с террористами рядом с участком полиции. Повернулся, чтобы зайти обратно в синагогу, но в этот момент террорист-снайпер, засевший на одной из крыш, выстрелил ему в спину. Раввин упал, истекая кровью. Ему было трудно дышать.

Из последних сил он дополз до двери синагоги. Там прочел «Шма Исраэль», понимая, что это последние минуты его жизни. Вокруг бесновалась смерть, но сам он еще дышал и был в сознании.

Тогда, под вражеским огнем, он позвонил в больницу в Ашкелоне. В конце концов, его смогли вывезти и доставить в операционную. Врачи говорили:

— Настоящее чудо! Пуля прошла возле сердца, еще сантиметр — и вас не было бы среди живых.

За мгновение до того, как анестезия подействовала, рав Шаови вновь увидел перед собой Хафец Хаима — из того сна в ночь Ошана Рабба, когда Хафец Хаим сказал: «Отменять!» Теперь, на операционном столе, раввин понял, в чем был смысл этих слов: это была отмена смертного приговора…

— Кто знает, — говорил раби Герцль. — Может быть, я спасся благодаря тому, что постоянно на своих уроках цитирую труды Хафец Хаима и упоминаю об обязанности хранить чистоту речи и остальных законах, которые мы должны соблюдать по отношению к ближнему.

Я постоянно упоминаю великую книгу Хафец Хаима — и дома, и в синагоге. И теперь великий учитель отменил мой приговор. «Человек, желающий жизни» — в прямом смысле! Человек, который хочет жить… (Меа у-Шнаим Сипурим)


[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[ii] Пророк Элияу, согласно святой Книге Зоар, стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах: высшем мире ангелов и в земном мире. Ханох же стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон.

[iii] Рав Шимон Галай (род. в 5709 / 1949, Израиль) — каббалист, раввин района Митхам Осэм в Бней-Браке, был судьей раввинского суда БАДАЦ в Бней-Браке.

[iv] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.
В 5633 / 1873 году раби Исраэль-Меир выпустил свою знаменитую книгу — «Хафец Хаим» («Желающий жизни»), посвященную законам чистоты речи. В этом уникальном галахическом кодексе были собраны и систематизированы законы Торы, связанные с запретом лашон а-ра (злословия, сплетен и т.д.). Название этой книги взято из следующих стихов Тэилим: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов…» (34:13, 14).

[v] Раби Менахем-Мендель-Йосеф Закс (раби Мендель Шидловцер, 5658-5734 / 1898-1974, Литва, Польша, США, Израиль) — глава ешивы в Радине, затем экзаменатор в ешиве рабейну Ицхака Эльханана. Один из выдающихся руководителей «Ваад Ацала» — «Организации спасения», которая оповестила всех американских евреев о Катастрофе, разворачивающейся в Восточной Европе, и обратилась к ним за поддержкой. Американские евреи начали самоотверженную борьбу за спасение своих братьев. Они не только собирали деньги, но и обращались с ходатайствами к руководителям США и других стран тогдашнего свободного мира. Был также одним из руководителей Моэцет Гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) Америки.

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Жених хочет, чтобы мы провели праздник у его бывшей жены

20 мая, отвечает Ципора Харитан

Как правильно организовать семейные трапезы без жесткой советской дисциплины?

19 мая, отвечает Лея Хмельницкая

Девушка приняла гиюр. Как ей теперь поладить с родными?

17 мая, отвечает Ципора Харитан

Если понимать время как часть нашего материального мира, где вся материя существует в рамках «пространство-время», получается, что время также было сотворено, создано в момент Сотворения мира. Так ли это? И если да, то каков мог быть начальный момент времени? Что такое вообще время? Читать дальше

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Когда было создано время?

Рав Реувен Куклин

Как время связано с материей?

Знает ли Б-г будущее?

Рав Бенцион Зильбер

Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Время как длительность. Учение рабейну Хисдая Крескаса о времени

Рав Мордехай Кульвянский

Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Счет дней, сотворение времени — «Сфират Аомер»

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?