Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Праотец Яков рисковал, потому что относился к своему имуществу как к подарку свыше. Именно поэтому он вернулся за маленькими кувшинами.

«И остался Яаков один» (32:24). В Мишне мы учили (Авот 3:4): «Бодрствующий ночью и идущий по дороге в одиночку — обрекает себя на смерть». Рав Овадия из Бартенуры комментирует это так: «Поскольку ночь — это время, когда господствуют вредители, а дорога — опасное место из-за разбойников и других напастей».

Тем более, если человек идет один по дороге ночью! В то время это было настолько опасно и редко, что считалось одним из признаков безумия (Хагига 3 б). И если это верно для любого человека, то ученикам мудрецов следует остерегаться в семь раз больше. Ведь ночь — это время, когда в мире властвуют силы суда и демоны, а они нападают на мудрецов гораздо чаще (Хулин 91 а).

Кто же так поступал? Наш праотец Яаков! Посреди ночи он покинул свой лагерь, своих жен и детей и в одиночку переправился через реку. И действительно: он подвергся опасности — ангел Эсава боролся с ним всеми силами.

Зачем же он так поступил? Почему стал подвергать себя опасности? Наши мудрецы говорят, он вспомнил, что оставил там маленькие кувшины. И что? Разве следует рисковать жизнью ради маленьких кувшинов? И это при том, что у него было огромное богатство, и то, что он послал в подарок Эсаву, было лишь малой частью от него!

Ответ в том, — говорит святой Ари, — что наш праотец Яаков относился к своему имуществу, как к подарку, данному ему Творцом. Если кто-то получит кубок напрямую от самого царя, он непременно будет готов рискнуть, чтобы не потерять его.

В Ялкут Шимони (32:132) поясняют: «Отсюда мы знаем, что праведники любят свое имущество больше, чем собственное тело. И почему так? Потому что не протягивают руки, чтобы грабить других». Но это все еще недостаточно удовлетворяет нас. Что это за такая огромная любовь к столь малому имуществу, что оно становится дороже собственного тела?

Впрочем, для праведников имущество измеряется не количеством, а ценностью и благословением, которое вкладывает в него Б-г. В чем тогда разница между маленькими кувшинами и драгоценностями из золота и серебра? Если на маленьких кувшинах пребывает благословение Всевышнего, их стоимость может вырасти и превысить тысячи золотых монет!

Каждый день мы видим, как люди покупают дешевые лотерейные билеты и иногда выигрывают миллионы. Или покупают акции различных фирм по низкой цене, а потом они начинают приносить большие доходы. Точно так же есть люди, которым платят скромную зарплату, но Всевышний изливает благословение на их деньги, и в конце месяца у них остается неплохая сумма. С другой стороны, встречаются богатые, как Корах, с огромными ежемесячными доходами, но по факту к концу месяца от этих доходов у них ничего не остается, поскольку они лишены благословения, и все их сбережения уходят в бездну — на врачей или адвокатов. Это одна из причин того, почему наши мудрецы придавали большое значение даже малым деньгам и постановили, что «закон одной самой мелкой монеты — такой же, как закон ста монет» (Санедрин 8 а).

Но мы не находимся на столь возвышенной ступени. Нас не пронизывает осознание того, что каждый предмет нашего имущества дан нам как подарок свыше. На самом деле такое восприятие присутствует как раз на ступени праведников, поэтому и говорят, что для них имущество дороже тела. Оно дорого для них, как личный подарок от Творца. Но и у нас есть то, о чем мы знаем, что это особый дар из рук Всевышнего. Это наши дети! В нашей недельной главе говорится: «Дети, которыми одарил Всесильный раба твоего». Творец выразил Свою милость в таком замечательном подарке! И мы знаем, что они вверены нам, эти души, происходящие от престола славы; нам доверено их правильное и доброе воспитание, чтобы направить их к счастливой жизни по путям отцов. Нам для этого не нужно подвергать себя опасности, достаточно лишь направить их к свету, дать им религиозное образование через Тору и заповеди и быть для них личным живым примером. А затем мы сами будем получать удовольствие от них всю жизнь!

Гаон раби Клипа а-Коэн установил себе время для изучения Торы по утрам. А торговать на рынок он выходил лишь немного после полудня. Жители его города удивлялись: «Почему Вы так опаздываете с приходом на рынок? Ведь торговые лотки уже почти опустели, и лишь совсем немногие приходят за покупками в это время».

А раби Клипа отвечал им деликатно: «Мой случай можно сравнить с человеком, который был благословлен десятью детьми. Однажды все они пришли обедать в его доме, кроме одного, который опоздал из-за важной причины и не пришел вовремя. Разве можно подумать, что из-за своего опоздания он не получит порцию? Очевидно, родители приберегают еду для него на тот момент, когда он придет».

«То же самое и со мной, — закончил свою речь раби Клипа, — доходы уже выделены для меня с Рош а-Шана. Разве может быть, что из-за того, что я занимался Торой и опоздал прийти на рынок, у меня отнимут заработок? Конечно же, то, что определено для меня на Небесах, так или иначе по-любому придет ко мне. Все зависит только от благословения свыше!» (Рехев Исраэль, Оцротейну)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Жених хочет, чтобы мы провели праздник у его бывшей жены

20 мая, отвечает Ципора Харитан

Как правильно организовать семейные трапезы без жесткой советской дисциплины?

19 мая, отвечает Лея Хмельницкая

Девушка приняла гиюр. Как ей теперь поладить с родными?

17 мая, отвечает Ципора Харитан

Если понимать время как часть нашего материального мира, где вся материя существует в рамках «пространство-время», получается, что время также было сотворено, создано в момент Сотворения мира. Так ли это? И если да, то каков мог быть начальный момент времени? Что такое вообще время? Читать дальше

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Когда было создано время?

Рав Реувен Куклин

Как время связано с материей?

Знает ли Б-г будущее?

Рав Бенцион Зильбер

Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Время как длительность. Учение рабейну Хисдая Крескаса о времени

Рав Мордехай Кульвянский

Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Счет дней, сотворение времени — «Сфират Аомер»

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?