Темы: Воспитание детей, Дети, Укладывание спать и сон, Черты характера, Подростковый период
Моему сыну 14 лет, и он учится в ешиве. Ему очень трудно вставать на утреннюю молитву. Честно говоря, он ее постоянно пропускает, а вместе с ней и завтрак, и даже начало первого седера. Что делать? Может, он еще маленький и у него это со временем пройдет?
Все может быть, конечно. Но мне известен не один случай, когда у бахура 17-ти лет имеют место точно такие же трудности. Это не значит, что он еще ребенок. Более того, я знакома со многими взрослыми людьми, которые признают, что утренний подъем на молитву был (с раннего возраста) и остается (по сей день) самым тяжелым, что только выпало на их долю. Проблема с возрастом не исчезла.
Наоборот! Гораздо тяжелее преодолевать трудности в зрелом возрасте. Вспомните, как просто вырастить ровный саженец — достаточно привязать его к прямой жесткой палочке. Попробуйте такое сделать с деревом в обхват! Если оно кривое, то уж навсегда. Можно только спилить… Если бы можно было повернуть время вспять, то обладатели вредных привычек уж постарались бы от них (привычек) избавиться!
Начните что-то делать. Сейчас еще не поздно обойтись «малой кровью».
1. Прежде всего, необходимо ложиться вовремя! В нашей Святой Торе сказано: «И был вечер, и было утро — день один». У нас день начинается с вечера, и это истина!!! Как и когда ты пойдешь спать — такой и день задастся… Спать нужно ложиться, когда чувствуешь усталость и понимаешь, что скоро заснешь. Но даже если ты не устал, нельзя ложиться позже 24 часов. Человеческий организм так устроен, что, засыпая между 22 и 24 часами, он самым эффективным образом отдыхает и аккумулирует энергию. Человеку, который ложится в этот временной промежуток, достаточно 6 часов сна! Вы не верите — проверьте.
2. Научите сына расслабляться. Чтобы спокойно погрузиться в сон, это просто необходимо. Для начала достаточно подышать таким образом: вдох (на 1—2), пауза (на 1), выдох (на 1—2—3—4). Похоже на зевок: короткий вдох, пауза, длинный выдох. Такое дыхание расслабляет и успокаивает.
3. Не наедаться на ночь. Голодным тоже спать не надо, во всем ищите золотую середину. Ужин за два часа до сна — самый оптимальный вариант. Можно еще кефира выпить на сон грядущий (это уже дело вкуса).
Я не говорю, что в более зрелом возрасте нельзя измениться. Можно и нужно работать над недостатками всю жизнь. Недостатков много, работа требует больших затрат сил и времени. Хорошо бы сократить объем работ. Зачем работать тяжело, когда можно легко, пока еще молоды?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Куклин
Как время связано с материей?
Рав Бенцион Зильбер
Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Рав Менахем Эпель
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Солнце и Луна
Рав Мордехай Кульвянский
Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?