Темы: Ципора Харитан, Любовь, Муж и Жена, Внешность, Различия в духовном уровне, Скромность в одежде, Бааль Тшува
Мой муж не хочет соблюдать шабат, праздники. Я его приглашала одно время встречать шабат, но после долгого времени поняла, что ему это неинтересно, и перестала его приглашать.
Он считает, что я стала религиозной и сильно большое значение стала придавать «религиозным обрядам». Меня очень огорчает его позиция. Все мои попытки поговорить на эту тему ни к чему не привели. Как можно ему помочь? Или стоит оставить всё как есть?
Муж покупает мне одежду всегда сам. Раньше я носила все эти не очень скромные наряды спокойно. Теперь мне очень хочется одеваться скромнее. Из-за этого просто получился скандал… Муж хочет, чтобы я его радовала и привлекала своим видом, а если я хочу носить паранджу, как он выразился, то это без него…
Что мне делать? Не хочется скандала в доме. Но и не хочется огорчать Всевышнего нескромным видом. Спасибо заранее. С уважением. N.
Уважаемая N.,
Просто замечательно, что Вы стремитесь душой к Всевышнему и хотите выполнять Его заповеди. Но, к сожалению, Вы далеко не первый человек, у которого в семье из-за этого возникают разногласия.
Обычно, когда мы находим какие-то духовные ценности, нам очень хочется донести их до близких нам людей. Но близкий человек часто видит в этом угрозу своему привычному пониманию жизни и ощущает, что ему навязывают очень ограничивающий образ жизни — непонятно зачем.
Поэтому рекомендую, с одной стороны, совершенно прекратить «агитировать» на тему суббот и праздников. Зато постараться накрыть очень вкусный и нарядный стол и предложить мужу, если он хочет, присоединиться к Вашему «праздничному ужину» или «обеду».
Если Вы это будете делать регулярно, то, предполагаю, через какое-то время ему может начать нравиться идея раз в неделю приятно ужинать при свечах. Постарайтесь при этом быть, насколько возможно, романтичной.
Когда Ваш муж поймет, что его не заставляют соблюдать ограничения, а предлагают что-то приятное, возможно, у него появится готовность послушать какие-нибудь идеи — не от Вас, а какой-нибудь урок, где объясняют, почему люди систематически устраивают себе такой отдых в обязательном порядке. А дальше уже есть шанс, что постепенно он будет готов услышать и еще что-то.
Конечно же, это требует массы терпения и такта.
Что касается одежды, то постарайтесь не надевать откровенно нескромные вещи. И говорите не о заповедях Всевышнего, а о том, что Вам противно, «какими глазами на Вас смотрят посторонние мужики». Большое декольте всегда можно хоть частично прикрыть красивым шарфиком. И т.д.
Короче, советую и по этому вопросу не вести открытой войны, т.к., судя по реакции мужа, Ваше поведение сейчас вызывает у него открытое сопротивление и он видит только крайности (см. разговор о парандже).
Кроме того, дома при муже жена по Галахе (еврейскому Закону) имеет право одеваться так, чтобы радовать его и привлекать. И очень важно одеваться именно так в его присутствии. Когда Вы выходите из дома одна, Вы действительно можете выбирать наиболее скромные комплекты. Когда Вы идете с ним, постарайтесь надевать наименее нескромное. Но такое, что его не раздражает своим подчеркнуто консервативным видом.
Не забывайте, когда Вы одеваетесь для него, подчеркивать, насколько Вам важно быть красивой в его глазах, а при необходимости говорите, как Вам не хочется дарить свою красоту «чужим мужикам».
Кроме того, так как у Вас самые лучшие намерения, молитесь Всевышнему, чтобы Он послал Вам подходящие слова для разговора с мужем, помог смягчить его сердце и направить на путь Всевышнего.
Но очень важно, чтобы жена не смотрела на мужа как на грубого, незаинтересованного в духовном росте человека, а видела бы его достоинства. Ведь далеко не каждого мужчину интересует, чтобы его жена была красиво и нарядно одета.
Понятно, что это — его понятия о красоте. Но, если Вы скажете себе, что это — от его любви к Вам, Вам будет гораздо проще найти правильные способы разговаривать с ним — так, чтобы он начал к Вам прислушиваться.
С уважением и пожеланием семейного счастья, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата