Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Г-споду открыты все наши мысли. Поэтому, когда дурное побуждение пытается склонить нас к совершению некоего поступка, в правильности которого у нас есть хотя бы малейшая тень сомнения, мы должны воздержаться.

И вот, люди моего уровня, мы прошли долгий путь в изучении сути трепета перед вознесенным, и теперь наступило время разъяснить, как прийти к этому, используя все наши возможности, и здесь речь пойдет о двух взаимосвязанных аспектах. Первый — глубокое изучение книг, повествующих о величии Всевышнего, благословенно Его имя. И второй — внимательное наблюдение за Б-жественным Провидением в отношении всех поступков и мыслей людей, как сказано: «Если затаится человек в сокрытии, разве Я не увижу его? — речение Г-спода, — ведь Небеса и земля полны Мною…»[1] И еще сказано: «Свеча Г-спода — душа человека, исследует все тайники чрева»[2], «Ведь Г-сподь, Б-г Воинств, испытывает праведного, видит нутро и сердце…»[3], «Разве Б-г не исследует это, ведь Он знает затаенное в сердце»[4], «С Небес смотрит Г-сподь, видит всех сынов человеческих. Из обители Своей Г-сподь наблюдает за всеми населяющими землю. Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния»[5]. И если некто, не дай Б-г, не верит сказанному в этих стихах Писания, то отвергает главное и утрачивает долю в Б-ге Израиля. Даже народы, поклоняющиеся идолам, признают, что Творцу открыты их мысли, и Он прозревает все их поступки. Они не отрицают, что Творец знает их тайны, ибо это очевидно всякому, наделенному разумом.

Приведу в качестве примера из материального мира часы — изделие ремесленника. Каждый мастер, несомненно, имеет богатый опыт и точно знает, как устроены все части их внутреннего механизма, что позволяет ему изготовить свое изделие совершенным. И в этом явное доказательство и «спешащее свидетельство» Провидения Всевышнего, благословен Он. Г-сподь сотворил человека от его зачатия в утробе матери и до появления на свет в этом мире в чудесной мудрости, даже края которой не может постичь мышление творения. От него сокрыто, как образуются внутренние и наружные составляющие его тела. Могущество Г-спода! Могущество Г-спода раскрывается в этом! И особенно недоступно нашему пониманию то, как в Своей невообразимой мудрости через духовное формирование человека Творец оживляет его телесные органы.

Из этого непосредственно следует, что Г-споду открыты все наши мысли. Поэтому, когда дурное побуждение пытается склонить нас к совершению некоего поступка, в правильности которого у нас есть хотя бы малейшая тень сомнения, мы должны воздержаться. Это касается кашрута, запрета на воровство, допущения пустой мысли, не имеющей отношения к служению, или, не дай Б-г, вожделения греха. Нам следует незамедлительно задуматься над тем, что Создатель и Творец наблюдает за нашими недостойными мыслями и деяниями. Как мы можем вершить перед Ним зло, ведь «…полна вся земля славой Его»[6]. Горе мне, если я отторгну от себя Б-жественное присутствие, ведь Всевышний — передо мной и видит все мои деяния и мысли. Могу ли я позволить себе поступить против Его воли? Как мне взглянуть на Царя после моей кончины, если я был безразличен к трепету перед Ним и не воспринимал Его Провидение? Горе мне и моей душе! Если это проникнет в сердце, то, пересилив свое дурное побуждение, каждый, несомненно, воздержится от недостойной мысли и скверного поступка. И тогда он станет верным рабом Творца, возвысится и удостоится сокровенного блага.

Восприми центральный принцип и суть служения Г-споду: целью сотворения человека в нижнем мире является только то, чтобы всеми своими деяниями и словом — в духовном и материальном — он доставлял радость Творцу. Именно для этого Он даровал нам заповеди святой Торы, как учили наши мудрецы: «“…жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Г-споду”[7]. — Всевышний испытывает радость оттого, что Он повелел и Его желание было исполнено»[8]. И так сказано в Писаниях: «Если праведен ты, что дашь Ему, получит ли Он что-либо из руки твоей?»[9] Это означает, что Г-сподь не получает от добрых деяний человека никакой пользы, кроме радости. Ведь Он повелел, и Его желание было исполнено!


[1] Ирмеягу 23:24.

[2] Мишлей 20:27.

[3] Ирмеягу 20:12.

[4] Теилим 44:22.

[5] Теилим 33:13-15.

[6] Йешаягу 6:3.

[7] Ваикра 1:9.

[8] Раши, там же.

[9] Ийов 35:7.

 


Если понимать время как часть нашего материального мира, где вся материя существует в рамках «пространство-время», получается, что время также было сотворено, создано в момент Сотворения мира. Так ли это? И если да, то каков мог быть начальный момент времени? Что такое вообще время? Читать дальше

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Время

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Случайности в космосе

Сергей Цимбалюк

Подавляющее большинство из живущих ныне на Земле шести с половиною миллиардов даже не задумываются: почему в часе — 60 минут (а не допустим, 100), а в минуте 60 секунд?

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Время как длительность. Учение рабейну Хисдая Крескаса о времени

Рав Мордехай Кульвянский

Философы в древности объясняли время как самое главное движение Вселенной, которое задаёт меру не только всем движениям, но и состоянию покоя

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Солнце и Луна

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Счет дней, сотворение времени — «Сфират Аомер»

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Cуществует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Но что дает такой счет? Что создается в душе и мире, когда мы считаем дни или ступени? Труд, затраченный на этот счет, ведет нас к симхе, радости Шавуота?

Наши современники динозавры

Журнал «Огонек»

Однозначна ли современная научная хронология?