Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разрешено ли пользоваться семисвечником, изготовленным неевреем, а также люстрой, состоящей из семи ответвлений?

В Торе сказано: «Не делайте при Мне …» (Шмот 20:20). Из этих слов учат наши мудрецы запрет строить дом или отдельную комнату, похожую по форме и размерам на переносной или стационарный Храм, а также запрещено изготовлять предметы по подобию храмовых: стол, светильник и др. («Авода Зара» 43а; «Менахот» 28б). И так постановлено в «Шулхан Арухе» («Йорэ Дэа» 141.8). Комментаторы объясняют, что запрет вызван тем, что если человек в бытовых целях будет пользоваться предметами, подобными тем, которыми пользовались в Храме, это будет недостаточно почтительно по отношению ко Всевышнему.

Согласно некоторым мнениям, запрещено изготовлять только такие предметы, которые в точности соответствовали бы храмовым («Хахам Цви» п. 60). Другие законоучителя считают, что запрет распространяется также и на предметы, которые напоминают храмовые («Маарик» п. 75). Как известно, «Менора» (храмовый светильник) была изготовлена из цельного слитка золота и имела замысловатые украшения: шарики, цветочки, рюмочки. Она имела определенные размеры, заданные Торой. Все это преследовало великие цели, и было связано с высшими мирами. Тем не менее, по закону светильник с семью ответвлениями, изготовленный из любого материала и имеющий любой размер, пригоден для того, чтобы зажигать с его помощью свечи в Храме. Поэтому делать подсвечники с семью ответвлениями для свечей запрещено в любом случае, согласно всем мнениям.

Многие авторитеты Торы считают, что если храмовый семисвечник был изготовлен не из золота, то он был пригоден для храмового служения и без шариков, цветочков и рюмочек. Однако золотой семисвечник не считается пригодным, если в нем отсутствуют перечисленные украшения. Если так, то по первому мнению, упомянутому выше, разрешено изготовить золотой семисвечник без шариков, цветочков и рюмочек, а по второму — запрещено. Заметим, что раби Акива Эйгер («Йорэ Дэа», 141.8) и автор респонс «Бехор Шор» («Рош а-Шана», 24а) придерживаются более строгого мнения.

В вопросе разрешено ли пользоваться семисвечником, изготовленным неевреем, к которому данный запрет Торы не обращен, мнения законоучителей разделились. Согласно некоторым мнениям, постфактум таким семисвечником разрешено пользоваться («Питхей Тшува», «Йорэ Дэа» 141.12). Другие считают, что это запрещено («Даркей Тшува», там же, п. 52). Если такой светильник изготовил еврей, согласно всем мнениям им запрещено пользоваться даже постфактум. Тот, у кого оказался такой светильник, должен как можно быстрее либо сократить количество ответвлений, либо добавить к ним новые.

В отношении Хануки многие задают вопрос: «Почему мы празднуем ее в течение восьми дней, тогда как чудо продолжалось всего семь дней» (см. «Бейт Йосеф», «Орах Хаим» гл. 670)? Освободители зашли в Храм, и нашли там сосуд с маслом, которого, по законам природы, должно было хватить на один день, но свечи горели целых восемь дней. То есть, чудесным образом свечи горели семь дополнительных дней, и в память об этом следовало бы отмечать праздник семь дней, а не восемь, и зажигать семь свечей, а не восемь. На этот вопрос есть очень много интересных ответов. Один из них связан с темой семисвечника. Если бы мудрецы постановили зажигать свечи семь дней, то, возможно, кто-нибудь по ошибке мог бы воспользоваться или даже изготовить подсвечник с семью ответвлениями. Для того чтобы предотвратить нарушение Торы, мудрецы постановили отмечать праздник восемь дней («Эдут ле-Исраэль»).

Разрешено ли пользоваться люстрой, состоящей из семи ответвлений, которая подвешена к потолку и в которой, в отличие от Меноры, отсутствует центральная ветвь? Рав Вознер считает, что в этом нет запрета, т.к. она совсем не подобна храмовому светильнику. Раби Акива Эйгер, у которого была такая люстра, по свидетельству его зятя, попросил прибавить к ней дополнительно восьмую ветвь, дабы отдалиться даже от минимальной вероятности нарушения (вступление к книге «Рахаш Левав»).

Из журнала Мир Торы


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава Бемидбар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»

Избранные комментарии на главу Бемидбар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.

Бемидбар, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.